«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Ангарский лицей №1»

___________________ Н.Н.Белоус

«3» сентября 2013 года

 

 

Положение об ученическом самоуправлении

МБОУ «Ангарский лицей №1»

 

 

Глава 1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией о правах ребенка, Уставом МБОУ «Ангарский лицей №1».

1.2. Деятельность ученического самоуправления МБОУ «Ангарский лицей №1» регулируется законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, различными международными конвенциями и актами по правам ребенка  и человека, законами Российской Федерации в сфере образования, нормативными актами местного управления, Уставом МБОУ «Ангарский лицей №1» и Положением об ученическом самоуправлении МБОУ «Ангарский лицей №1».

1.3. Ученическое самоуправление развивается в рамках государственно-общественного управления МБОУ «Ангарский лицей №1».

1.4. Понятие «Самоуправление» нами используется в широком смысле. Самоуправление – это самостоятельность лицеистов в управлении собственными лицейскими делами. Главный источник лицейского самоуправления – в социальной активности учащихся – граждан Детского демократического государства «Лицейск».  Для осуществления самоуправления необходимы активные учащиеся с развитой демократической культурой. В гуманистическом аспекте оптимальным личностным новообразованием является гармоничное сочетание личного и общественного в мотивации деятельности учащегося. Самоуправление основывается также на нравственной позиции его участников. Это, прежде всего, приоритет этических ценностей, гуманного отношения к людям.

1.5. Ученическое самоуправление - основной принцип событийной жизни лицея.

1.6. Ученическое самоуправление в МОУ «Ангарский лицей №1» – это способ организации жизнедеятельности лицейского сообщества, означающий право и обязанность его членов анализировать состояние дел лицея, вырабатывать и принимать решения, касающиеся различных сторон жизни лицея, активно участвовать в их реализации.

1.7. Смысл ученического самоуправления в МБОУ «Ангарский лицей №1» мы видим не в управлении одних детей другими, а  в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, умении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

1.8. Педагогический коллектив обретает дополнительных помощников и единомышленников из числа учащихся.

1.9. Развитие ученического самоуправления в МБОУ «Ангарский лицей №1» является важным шагом, основой в развитии демократической культуры юного гражданина России.

 

Глава 2. Цели развития самоуправления

2.1. Формирование гармоничной личности с активной, адекватной гражданскому обществу социальной позицией.

2.2. Приобщение к демократическим формам гражданской активности, демократической культуре в целом.

2.3. Развитие социального творчества как самого высокого вида творчества, как отражение нравственной зрелости личности.

2.4. Развитие способности к саморазвитию, целеполаганию, самоактуализации и самовыражению в условиях социо-культурного и политического плюрализма.

Структура деятельностной активности в самоуправлении состоит из самоопределения, самомотивации, самоорганизации, самоанализа, самокорректировки. Таким образом, лицейское самоуправление есть педагогическое средство саморазвития личности лицеиста.

 

Глава 3. Функции ученического самоуправления

 

3.1. Культуросозидающая (формирует и развивает, повышает внутриученическую культуру отношений, основанных на принципах гуманизма, гражданственности, поликультурности).

3.2. Мотивирующая (способствует развитию и поощряет позитивную социальную, ученическую и творческую активность обучающихся).

3.3. Охранительная (рассматривает вопросы нарушения и защиты законных прав, чести и достоинства обучающихся, вопросы сохранения позитивных тенденций развития культуры отношений лицеистов, вопросы поддержки и защиты чести МБОУ «Ангарский лицей №1» в творческих, учебных, спортивных состязаниях).

 

 

Глава 4. Структура ученического самоуправления

4.1. Высшим органом лицейского самоуправления учащихся является Общелицейская ученическая конференция.

4.2. Общелицейская ученическая конференция в количестве трех – пяти представителей от каждой группы (мэра группы, его заместителя, министров) проводится обязательно 2 раза в год, и еще раз может быть собрана по инициативе обучающихся, представленной в соответствующей процедуре, или по инициативе администрации МБОУ "Ангарский лицей №1".

4.3. Полномочия Общелицейской ученической конференции:

•         Обсуждение проблем, перспектив и стратегии развития лицейского сообщества.

•         Предлагает и утверждает перспективный план работы ученического коллектива на учебный год.

•         Решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении лицеем.

•         Вырабатывает предложения по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.

•         В установленном порядке могут предлагать к рассмотрению утверждать поправки к существующему Положению об ученическом самоуправлении.

•         Может инициировать и утверждать правила, памятки, обязанности, которые регулируют работу учащихся в лицейском коллективе.

•         Оценивают и корректируют деятельность органов ученического самоуправления всех уровней, включая деятельность собственно Общелицейской ученической конференции.

4.4. Все решения Общелицейской ученической конференции принимаются большинством голосов. Решения Общелицейской ученической конференции могут быть отменены только самой Общелицейской ученической конференцией.

4.5. Законодательную власть представляют Президент и Парламент ДДР «Лицейск»

4.6. Полномочия Президента ДДР «Лицейск»:

Президент является главой государства «Лицейск».

Президент является гарантом Конституции, прав и свобод граждан государства.

Президент избирается тайным голосованием сроком на один год на основе избирательного права граждан государства (всех лицеистов).

Президент реализует свою Программу деятельности, представленную в предвыборном рекламном листе.

Президент представляет интересы обучающихся на совещаниях при директоре лицея, а также на заседаниях педагогического совета.

Президент показывает образец поведения в лицее и за его пределами; беспристрастно, честно и справедливо решает возникающие проблемы в жизнедеятельности лицейского коллектива.

Президент может быть отстранен от должности за неисполнение обязанностей  решением большинства членов Общелицейской ученической конференции.

После произведения на должность Президент сам должен назначить своего заместителя и утвердить Председателей Комитетов Парламента ДДР «Лицейск».

 

 

4.7. Обязанности членов Парламента ДДР «Лицейск»:

Парламент ДДР «Лицейск» формируется из депутатов (представителей от каждой группы), избранных на общем собрании каждой группы лицея из числа наиболее авторитетных обучающихся, лидеров группы.

Президент

Несет ответственность за эффективность осуществления ученического самоуправления в лицее. Представляет ДДР «Лицейск» на педагогических советах, встречах с администрацией лицея и на уровне межшкольных мероприятий. Формирует комитеты Парламента ДДР «Лицейск.

Вице - президент

Координирует эффективность работы всех комитетов Парламента ДДР «Лицейск. Представляет ДДР «Лицейск» в отсутствии Президента.

Государственный секретарь

Следит за эффективным исполнением решений Президента и вице – президента ДДР «Лицейск». Ведёт документацию Парламента ДДР «Лицейск.

Председатель Совета мэров

Ведет непосредственную работу с мэрами групп, координирует эффективность работы мэров всех групп лицея.  Знакомит мэров групп с Программой развития лицея. В конце года предоставляет отчет о работе Совета мэров Президенту ДДР «Лицейск».

Комитет по  образованию

Координирует работу министерств образования в группах. Оказывает методическую помощь министрам образования групп по работе с отстающими в учёбе обучающимися, по заполнению листов промежуточной аттестации обучающихся; координирует работу по по формированию команд для интеллектуальных конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций; информирует министров образования групп о поступлениях учебной и методической литературы в библиотеку; организует проведение конкурса «Лицеист года».

Комитет по культуре

Координирует работу министерств культуры в группах.. Отвечает за организацию и проведение досуговых общелицейских мероприятий, помогает в организации культмассовых походов в музеи, театры и т.п. для лицеистов.

Комитет по  печати и информации

Координирует работу министерств печати и информации в группах. Координирует работу по оформлению уголков группы, выпускает общелицейские газеты, готовит предметные тематические газеты, участвует в лицейских и городских конкурсах плакатов, тематических акциях, помогает в распространении общелицейской газеты.

Комитет по спорту

Координирует работу министерств спорта в группах.. Помогает министрам спорта групп в подготовке и проведении Дней здоровья, турниров по футболу, волейболу, баскетболу и др.  Осуществляет формирование команд для участия в лицейских и городских спортивных мероприятиях и обеспечивает их явку. Организует и проводят  общелицейские спортивные соревнования.

Комитет по законодательной политике

Разрабатывает и вносит на обсуждение документы, касающиеся жизнедеятельности государства «Лицейск» (законы, положения и др.)

Комитет по международной политике

Проводит мероприятия, направленные на воспитание интернационализма, толерантности. Проводит переговоры с делегациями других школьных государств. Организовывает мероприятия совместно с другими школами, лицеями, гимназиями, в том числе из других территорий.

4.8. Исполнительную власть представляет Совет мэров и министерства в группах.

4.9. Полномочия Совета мэров:

В совет мэров входят мэры от каждой группы.

Совет мэров планирует, организовывает все общелицейские коллективно-творческие дела, подводит итоги,  доносит полезную информацию до групп.

Из членов Совета мэров формируются Советы Дела по каждому конкретному КТД,  в которое привлекаются к работе заинтересованные педагоги и обучающиеся лицея.

В конце учебного года на общелицейской ученической конференции члены Совета мэров имеют право представить к поощрению отдельных обучающихся или коллективы, отличившиеся в работе по конкретному  направлению.

Глава 5. Ученическое самоуправление в группах

 

5.1. Высшим органом ученического самоуправления на уровне группы является Общее собрание группы. Общее собрание группы проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

На Обшем собрании группы в начале учебного года избираются мэр группы и один его заместитель. Избрание осуществляется открытым голосованием. Голосование признается действительным при условии участия в выборах не менее трех кандидатур. Заместителем мэра группы становится кандидат, набравший количество голосов, уступающее только количеству голосов, отданных за избранного мэра. Обшее собрание группы избирает мэра и его заместителя на один год. Обшее собрание группы может воспользоваться своим правом в начале учебного года продлить полномочия мэра и его заместителя, избранных в прошлом учебного году, но не более одного раза подряд.

5.2. Полномочия Общего собрания группы:

•         Обсуждение вопросов жизни группы, деятельности Министерств группы.

•         Предлагает и принимает план мероприятий, касающихся внеклассной работы.

•         Избирает Министерства группы (к примеру, культурно-досуговое, информации и печати, спорта.  Культуры и др.).

•         Избирают одного депутата  в Парламент ДДР «Лицейск».

•         Высказывает предложения о поощрении одногруппников.

•         Подводи итоги работы в группе по вопросам дежурства по лицею и группе, участия в конкурсах, выполнения запланированных дел и т.д.

5.3. В период между Обшими собраниями группы действуют Министерства        группы, которые ответственны перед мэром группы и его заместителем.

5.4. Полномочия мэра группы:

•         Знакомит Обшее собрание группы с собственной программой развития группы.

•         Обязан прислушиваться к мнению Обшего собрания группы, выполнять решения Общелицейской ученической конференции, Президента ДДР «Лицейск», если они не противоречат его собственной программе и репутации.

•         Назначает самостоятельно своего заместителя.

•         Назначает и снимает руководителей Министерств группы, обязательно прислушиваясь к мнению членов самого Министерства.

•         Координирует эффективность работы Министерств группы через соответствующих министров.

•         Готовит отчет для Президента ДДР «Лицейск»  о жизни сообщества в своей группе, основных проблемах и перспективах развития.

•         Представляет группу на Общелицейской ученической конференции или на Совете мэров (если в этом возникнет необходимость, которая определяется Президентом ДДР «Лицейск»).

•         Несет ответственность за эффективность осуществления самоуправления на уровне своей группы.

•         Имеет право быть освобожденным (по собственному желанию) от групповых лицейских дежурств, но несет ответственность за исполнение дежурств учащимися своей группы.

•         Честь и достоинство мэра группы особо охраняется законом ДДР «Лицейск».

5.5.  Организация деятельности и полномочия министерств в группах:

•         Министерства организуют работу ученического коллектива группы по следующим направлениям: «Культура», «Спорт», «Образование», «Печать и информация» и другие (по усмотрению общего собрания группы).

•         Состав министерств формируется из числа лицеистов, заинтересованных в работе по данному направлению, выбранных в группах на эту должность.

Содержание деятельности Министерств группы не должно противоречить гуманистическим принципам, положенным в основу становления и развития демократических традиций в МБОУ "Ангарский лицей №1".

5.6. Полномочия министров групп:

•         Выполняют решения мэра группы, Общего собрания группы.

•         Предоставляют по требованию отчет о проделанной работе и организованных, проведенных мероприятиях мэру группы или его заместителю.

•         Самостоятельно принимают решения об организации и проведении мероприятий своей предметной тематики.

•         Министерства группы в своей деятельности должны прислушиваться к остальным обучающимся группы, входящим в состав других Министерств.

•         Должны согласовывать основное содержание собственной деятельности с общей программой перспективного развития группы и лицейского сообщества.

Глава 6. Координация деятельности ученического самоуправления

 

6.1. Координирует деятельность всех структурных подразделений ученического самоуправления в МБОУ «Ангарский лицей №1» и его взаимодействие с молодежными общественными объединениями АМО заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

6.2. Заместитель директора по УВР принимает активное участие в разработке программы развития ученического самоуправления, занимается вопросами методического обеспечения и обучения актива.

                                                                                              

Глава 7. Документация и отчетность

 

Парламент ДДР «Лицейск» и Совет мэров имеет документацию:

План работы на учебный год.

Протоколы заседаний.

Протоколы общелицейских ученических конференций.

Анализ деятельности органов ученического самоуправления  представляется заместителю директора по учебно-воспитательной работе в конце учебного года.

Глава 8. Формы прямого волеизъявления обучающихся и другие формы осуществления ученического самоуправления

8.1. По вопросам общелицейского значения может проводиться ученический референдум. В нем вправе участвовать обучающиеся всех групп лицея.

Ученический референдум назначается Парламентом ДДР «Лицейск» по собственной инициативе или по требованию обучающихся.

8.2. На референдум могут выноситься вопросы общелицейского значения, за исключением вопросов, касающихся деятельности директора и администрации МБОУ «Ангарский лицей №1».

8.3. Решения, принятые на ученическом референдуме, нуждаются в утверждении администрации МБОУ «Ангарский лицей №1» и являются обязательными для исполнения всеми обучающимися лицея.

Приложение №1

 

Декларация прав и свобод граждан ДДР «Лицейск»

$11.                               Настоящие положения декларации являются обязательными для всех в лицее.

$12.                               Права, честь, достоинство мои и других людей являются высшей ценностью.

$13.                               Принцип равенства означат, что все равны между собой в своих правах человека.

$14.                               Нарушая права других, я должен понимать, что частично сам себя лишаю прав.

$15.                               Каждый должен знать о своих правах, но и помнить о своих обязанностях.

$16.                               Унижение, оскорбление, шантаж – являются преступлениями и наказываются по закону.

$17.                               Физическое насилие недопустимо.

$18.                               Я сознаю всю ответственность соблюдения прав других людей и выполнения собственных обязанностей.

$19.                               Незнание не освобождает от ответственности.

$110.                           Порча лицейского имущества, нарушение эстетического облика лицея являются административными преступлениями и наказываются по закону.

$111.                           Оскорбление и проявления насилия (морального, либо физического) над учащимся МБОУ "Ангарский лицей №1"  недопустимо и строго наказывается Уставом МБОУ "Ангарский лицей №1" .

Приложение №2

Законы

для членов ученического самоуправления

 

$11.                               Закон доброжелательности

Общайся спокойно и вежливо, что бы ни случилось. Всегда помни - все мы люди, все мы ошибаемся. Прежде чем обвинить соседа, найди свою вину. Человек - самое главное!

$12.                               Отвергаешь - предлагай!

Мало просто раскритиковать идею соседа, предложи ей достойную замену!

Предлагаешь - не отходи в сторону!

Каждое предложение нужно воплотить в дело, а кто сделает его лучше Тебя!?

$13.                               Увидел работу - делай

Не жди, когда тебя найдет командир и заставит работать. Придумай себе дело полезное окружающим. Ни дня без доброго дела!

$14.                               Закон круга

Собравшиеся в круг для обсуждения равны между собой. Каждый из них имеет право быть выслушенным. Каждый обязан выслушать остальных.

$15.                               Закон 00 (Точность - вежливость не только королей)

Все что предполагалось, должно быть начато и закончено вовремя.
Все кто должен прийти - должны прийти вовремя.

$16.                               Закон поднятой руки

а) (для окружающих) Человек поднявший руку требует тишины и внимания. Его нужно выслушать.

б) (для себя) Если я поднял руку - хочу сказать что-то новое и важное. Я не стану просить слова по пустякам. Я заранее сформулирую свою мысль.