Управление лицеем осуществляется на основании Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г., Устава лицея, локальных актов на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека.

 Организационная структура управления строится по линейно-функциональному типу.  При линейно-функциональной структуре управления связи и отношения субъектов характеризуются одновременно и субординацией, и координацией.

Управляющая структура лицея представлена персональными (директор, заместители директора, педагогические работники) и коллегиальными органами управления.

Роль администрации заключается в осуществлении  целеполагания, информационного обеспечения, анализа, планирования, исполнения, контроля и коррекции образовательной деятельности, научно-методической, финансово-хозяйственной, процессов управления, а также в создании атмосферы взаимоуважения, толерантности, доверия, успеха для всех участников образовательного процесса.

Коллегиальными органами управления лицеем, в соответствии с Уставом, являются:  Управляющий Совет, Наблюдательный совет, Общее собрание трудового коллектива, Педагогический совет, Общелицейский родительский комитет, Детская демократическая республика «Лицейск» (ученическое самоуправление). Устав Лицея определяет структуру, основные компетенции органов управления Лицея. Порядок их формирования, сроки, полномочия и направления деятельности регламентируются положениями.

Управление Лицеем строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления.

             Организационная структура управления представлена на 4-х уровнях и дополнена горизонтальными связями:

·         первый уровень – стратегический; 

·         второй уровень – тактический;

·         третий уровень - оперативный

·         четвертый уровень - функциональный.

В структурных связях  принципиальным  является  единство  управления -   самоуправления.   Вертикальные связи в уровнях управления отражают принцип «власть – подчинение».

Первый уровень -  уровень стратегического управления – представляет Управляющий  Совет, являющийся высшим коллегиальным органом управления лицеем, директор лицея – главное административное лицо, воплощающее единоначалие и несущее персональную ответственность  за все, что осуществляется в образовательной организации всеми субъектами управления. На этом же уровне модели находятся высшие органы коллегиального и общественного управления, имеющие тот или иной правовой статус: Наблюдательный совет, Общее собрание трудового коллектива,  Общелицейский родительский комитет.

Субъекты управления этого уровня обеспечивают единство управляющей системы в целом, определяют стратегическое направление развития лицея, всех его подразделений.

Второй уровень – уровень тактического управления - представляют заместители директора образовательной организации, главный бухгалтер, а также органы, входящие в сферу влияния каждого из членов администрации.

Каждый член администрации интегрирует определенное направление или подразделение образовательной системы согласно должностной инструкции:

Ø педагогический совет

Ø  научно - методический совет, осуществляющий научно -  методическое обеспечение образовательного процесса, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива

Ø  психолого-педагогический консилиум

Ø  психологическая служба

Ø  совет профилактики

Ø  библиотека.

Научно - методический совет, осуществляющий научно -  методическое обеспечение образовательного процесса, инноваций, опытно-экспериментальной и научно-исследовательской деятельности педагогического коллектива;

Психолого-педагогический консилиум,  Совет профилактики, осуществляют оперативное сопровождение учебно-воспитательного процесса, поддерживаютэффективное функционирование лицея как образовательной системы.

Психолого-педагогический консилиум и Совет профилактики являются совещательными органами оперативного реагирования,  решающими проблемы школьников учебного, психологического и дисциплинарного характера.

Тактический уровень представляет  опосредованное руководство директора образовательной системой.

Главная функция второго уровня - согласование деятельности всех участников образовательного процесса в соответствии с поставленными целями, Программой развития и ожидаемыми результатами, то есть тактическое воплощение стратегических задач и прогнозов.

Актуальные вопросы оперативного характера  по управлению лицеем решаются в ходе административного совета, совещания при заместителе директора.

Третий уровень организационной структуры  управления - уровень оперативного управления – представляет  уровень  функциональных служб, специалистов школы  и  представлен:

  • лицейскими кафедрами, которые объединяют педагогов разных предметных областей, реализуя организационно-методическую функцию, а также осуществляя анализ результатов образовательного процесса;

Четвертый уровень   организационной структуры - также уровень оперативного управления - представляют  обучающиеся. Развитие самоуправления на этом уровне обеспечивает реализацию принципа демократизации.

В лицее созданы органы ученического самоуправления, действующие на основании утвержденных положений.

Распределение административных обязанностей производится директором лицея, который  осуществляет общее руководство всеми направлениями деятельности школы в соответствии с Уставом и законодательством РФ; определяет структуру управления лицеем, должностные обязанности работников, координирует деятельность всех подчиненных структур и их руководителей, обеспечивает эффективное взаимодействие и сотрудничество всех внутренних структур  с органами местного самоуправления и вышестоящими органами.

В структуру управления лицея входят временные проектные группы, которые на каждом уровне решают актуальные проблемы, являются элементом матричной структуры, создаются по мере необходимости для формирования многоаспектной развивающей среды.

Вывод: имеющаяся структура управления имеет линейно-функциональный характер с элементами матричной структуры, что  соответствует функциональным задачам образовательной организации.  Организационные элементы структуры управления, действующие на принципах соподчинения,  направлены на создание условий для успешной самореализации каждого субъекта образовательного процесса в соответствии с Программой развития «Личность. Развитие. Успех».

Однако сложившаяся система управления носит традиционный характер, что не всегда адекватно целям развития. Существующая система организации соуправления предопределяет пассивность участников образовательных отношений, порой отсутствие взаимосвязи в логике действий. Решение указанной проблемы возможно инновационным способом. На повышение активности разных целевых аудиторий направлена практика эффективного соуправления.  

Struktura-upr